Врач – родитель – ребенок

Врач – родитель – ребенок

Источник Texas A&M University | Лицензия CC BY 2.0

Взаимодействие между врачом и пациентом в ходе оказания медицинской помощи – один из главных компонентов успешного лечения. Зачастую взрослый человек довольно быстро находит общий язык со своим лечащим врачом, организуя совместную борьбу против заболевания. А если пациентом является ребенок?

Болезнь ребенка — это не только его физическое недомогание – это еще и тяжелая психологическая нагрузка на него. Родителям надо понимать, что в этой ситуации их ребенку необходимо усвоить новую социальную роль — роль пациента. У их ребенка возникает ряд новых обязанностей: определенная диета, почасовой прием лекарств, ограничения в физической активности, а его встречи с медицинским персоналом становятся все чаще. И главная цель освоения социальной роли пациента, которая полностью ложится на плечи родителей – это не «научить болеть» своего ребенка, а «научить лечиться». Именно они должны научить свое дитя более внимательно относиться к своему телу, чаще к нему «прислушиваться», понимать, когда необходим отдых. Также полезно объяснить ребенку некоторые основные правила общения с врачом: что обязательно ему нужно говорить.

Дети до 10 лет достаточно мало общаются напрямую с лечащим врачом в отличие от детей более старшего возраста. Но родителям важно знать, что по мере взросления, дети должны постепенно становиться основными партнерами врача в решениях относительно своего здоровья, принимая ответственность от родителей.

При лечении детей, врач в большей степени имеет дело не с самим больным, а с его родителями. И сложность здесь заключается в том, что ему необходимо учитывать не только физическое состояние пациента, его психологический настрой, но и настрой родителей и их личностные особенности.

Пациент зачастую во взаимоотношениях «врач-больной» склонен приписывать врачу те черты, которые должны помочь справиться ему с болезнью. В педиатрической практике роль пациента берут на себя родители, именно поэтому они часто идеализируют врача, наделяют его «магическими» способностями, благодаря которым, он просто обязан справиться с любым недугом быстро и сверхэффективно. Когда же этого не происходит в кратчайшие сроки, родителей охватывает страх и паника, которые «выливаются» в хаотичные походы по совершенно разным врачам, поиски «истины» в Интернет-ресурсах или «советах» народных целителей – все это только «тянет» драгоценное время и мешает конструктивному решению задачи. Родителям необходимо всегда помнить, что их отношение к врачу, к болезни и к перспективе лечения – все это непосредственно влияет на психологическое состояние самого ребенка и, соответственно, может оказать как позитивное, так и негативное влияние на ход лечения.

В образованной триаде «врач — родитель – ребенок» все взаимосвязано: врач получает информацию о состоянии здоровья как от ребенка, так и от родителя; родителю необходимо следить за исполнением всех назначенных врачом рекомендациях, а также постоянно наблюдать за состоянием здоровья своего чада; ребенок полностью зависит от профессионализма своего врача, а также заботы и внимательности родителей. Такой тандем невозможно разорвать, более того, только такой тандем, основанный на сплоченности, доверии и ответственности, приведет к положительным результатам лечения.

Источник: Gastromoroz.ru





Жанна Волжина, клинический психолог.
+7 (915) 238-50-15
zhanna1v1@mail.ru


  • Ася

    спасибо, очень полезная статья.